Бордюры и бортовые камни
Купить бордюр в Березниках можно по цене от 95 рублей за погонный метр или от 56 рублей за один бортовой камень из бетона, гранитный бордюр будет стоить значительно дороже.
Бордюры – обязательный элемент дорожного строительства и популярная деталь в ландшафтном дизайне. Поребрики прекрасно проявили себя в благоустройстве магистралей и тротуаров благодаря отличным техническим показателям и внешней эстетике. Бордюры – иначе бортовые камни – предназначены для следующих видов работ:
- зонирование территорий по назначению: проезжая часть, пешеходные дорожки, садовые тропинки, клумбы, стоянки и т.п.;
- разделение дорожного полотна в зависимости от материала покрытия: асфальт, брусчатка, грунт, гравий, тротуарная плитка и т.п.;
- декоративное оформление ландшафта;
- защита от разрушения краев тротуара или проезжей части;
- противодействие разрастанию растительности.
Основными практическими характеристиками бордюрного камня можно считать: прочность, морозостойкость, влагостойкость, устойчивость к истиранию, долговечность, экологичность и четкую геометрию форм.
Разнообразие бордюров
Сегодня существует несколько видов бордюров. Разделяют их по материалу изготовления, назначению, размерам, формам внешнего ребра и цвету. Сырьем для изготовления бортовых камней являются:
- Бетон. Технологии производства продукции из бетонной смеси похожи на способы создания тротуарной плитки, а именно:
- Литье. В формы заливается подготовленное сырье, где оно застывает и набирает нужную твердость при непрерывной вибрации. Изделия считаются самыми недорогими в своем классе. Для большей прочности продукция такого типа дополнительно армируется, тогда в прайс-листах производителей она значится как железобетонная.
- Вибропрессование. Метод состоит из двух видов воздействия на исходную смесь: вибрация и высокое давление прессом. В результате бордюрные камни приобретают значительную прочность, хорошо проявляют себя в местах с повышенной нагрузкой (насыщенный автомобильный и пешеходный трафик).
- Гранит. Самый прочный и долговечный тип бортового камня, производится из монолитной глыбы горной породы. Конечно, цена на него значительно выше, чем на бетонные бордюры. С другой стороны, ремонтные работы и замена разрушенных фрагментов в будущем будут нечастыми. Этот факт необходимо учесть на этапе покупки поребрика из расчета экономической выгоды.
- Пластик, резина, металл и другие материалы. Используются обычно для садовых участков и в частном строительстве.
Существует еще один вид бордюров, их изготавливают из бетонной смеси с добавлением гранитных частиц. Процесс производства непрост, поэтому такие изделия можно встретить нечасто.
По своему назначению бордюрные камни делятся на:
- Магистральные. Из всего ассортимента бордюров имеют самый большой вес (до 190 кг) и размер – длина изделий до 1 метра, высота до 45 см. Имеют наклонный профиль. Изготавливаются из высокопрочных марок бетона, армируются стальными прутами. Данным бортовым камнем выкладывают дорожные полотна за пределами населенных пунктов: трассы, магистрали, развязки, мосты и т.д. Такие поребрики устойчивы к изнашиванию и различным внешним факторам.
- Дорожные. Пожалуй, самый распространенный вид бордюров. В черте города их можно встретить повсюду: дороги, дворы, парковки. Срок службы этих изделий – до 20 лет. Их вес и ширина значительно меньше, чем у магистральных, но характеристики прочности примерно на том же уровне. Этой продукции чаще, чем остальным бортовым камням приходится выдерживать различные механические воздействия, например, наезды автомобилей.
- Тротуарные. Назначение: отделить тротуар от проезжей части или от газона, а также предотвратить разрушение тротуарного покрытия всех типов (асфальт, плитка). Вес таких изделий небольшой – от 18 до 25 кг, а длина может быть 500 или 1000 мм. Выпускают их различных цветов, но в мегаполисах чаще всего встречаются серые дорожные борта. Еще одна их функция – оформление ландшафта. При грамотном сочетании поребриков с дорожной плиткой тротуары приобретают законченный вид.
- Садовые. Используются в загородном строительстве для выделения цветочных клумб, садовых дорожек, а также для обрамления газонов в городских скверах и парках. Другое предназначение – не допустить смещения грунта и разрастания травы. Этот вид продукции изготавливается различных форм и цветов, в том числе по индивидуальному заказу. Может производиться из разных материалов, в том числе гибких. Наиболее часто используются: пластмассовые, резиновые и металлические бордюры.
Внешний вид
Цвета гранитного бордюра – это благородные оттенки природного камня, они зависят от места добычи горной породы. Для бетонных изделий нередко применяют красящие пигменты и получают богатый спектр цветов.
Форма профиля бортового камня может быть:
- квадратной,
- прямоугольной,
- скошенной (наклонной),
- полукруглой,
- волнообразной,
- D-образной.
При этом магистральные и дорожные бордюры – стандартного стального серого цвета, их форма – прямоугольная или со скошенным внешним углом. Особая разновидность – радиальные или радиусные поребрики, их основание выполнено в форме дуги. Применяют такие изделия на закругленных участках проезжей части, при оформлении клумб, лестниц и т.п.
Особенности маркировки
Обозначают модели бордюрных камней буквами и цифрами. Цифры – это длина, высота, ширина, причем указываются параметры именно в такой последовательности. Длина стандартных изделий – 500 или 1000 мм, высота варьируется от 200 до 600 мм, а ширина – от 40 до 200 мм. Продукция большой высоты устанавливается достаточно глубоко, тем самым дорожные борта надежно фиксируются. Самые широкие бордюры необходимы на участках с интенсивной нагрузкой. Для радиальных изделий также прописывается величина искривления. Типовые размеры для них: длина – 780-1000 мм, высота – 300-320 мм, ширина – 150 мм.
Буквенная маркировка бордюров следующая:
- БР - прямые рядовые,
- БЛ - прямые с лотком,
- БВ – въездные,
- БУ - прямые с уширением,
- БУП - прямые с прерывистым уширением,
- БК – криволинейные.
От качества бортового камня зависит безопасность дорожного движения, поэтому требования к производству бордюров достаточно высоки. Они должны соответствовать нормам ГОСТ:
- марка прочности бетона – не меньше М-300,
- показатель морозостойкости бетона – не ниже F200,
- влагопоглощение не больше 5%,
- грани в основании бордюра должны быть перпендикулярны вертикальным граням.